Здоровое будущее: что делается в России для развития здравоохранения?
По данным социологических исследований, тема здравоохранения остается в топе. И связано это теперь не только с существующими проблемами в отрасли, но и с пандемией – она ожидаемо обострила запрос людей на качественную медицинскую помощь. Эксперты отмечают, что если раньше люди в основном говорили о нехватке врачей, отсутствии необходимого медицинского оборудования, больниц или поликлиник в регионах и, как следствии, недоступности медицины в целом, то теперь еще и рассуждают о том, как изменилась инфраструктура здравоохранения в лучшую сторону. Это стало очевидным после того, как люди в массовом порядке непосредственно столкнулись с условиями пребывания в лечебных учреждениях и работой врачей. Престиж медиков соответственно также вырос, пропорционально положительным оценкам их деятельности.
Пандемия изменила многое — в первую очередь, сами больницы. В учреждениях кратно увеличили число специализированного оборудования. Сдвиг случился и в законодательстве. Госдума разрешила дистанционную продажу лекарств, упростила процедуру регистрации новых препаратов, сдержала рост цен на них в период пика. Эти меры, безусловно, не ситуативные, а результат не одного года работы. Просто COVID-19 выступил своего рода катализатором и ускорил принятие нужных решений. И, по сути, это только, что называется, верхушка айсберга. Потому что система здравоохранения всегда требует донастройки — и не всегда та же исполнительная власть может заметить, что те или иные изменения необходимы. Тогда на первый план выходят общественно-политические институты, которые напрямую общаются с людьми. «Единая Россия» четыре года назад запустила партийный проект «Здоровое будущее». При учете, что партия обладает самой разветвленной в стране сетью отделений, информация, которую она получает с помощью партпроекта, становится подспорьем для принятия конкретных решений.
«Мы со всеми работаем рука об руку — и в Госдуме, и с Правительством. Идеи, которые мы предлагали, воплотились в жизнь во многом благодаря партийным инструментам. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что есть задачи, которые не всегда может решить исполнительная власть. Она недостаточно гибкая, у нее не всегда есть достаточная обратная связь. Мы же, в свою очередь, ее обеспечиваем — региональные отделения формируют запрос, который есть и у пациентов, и у профессионального сообщества», — говорит координатор партийного проекта «Здоровое будущее», председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
По словам парламентария, внутри партпроекта заложено несколько приоритетов — от бюджета, который выделяется на медицину, до развития первичной медико-санитарной помощи, лечения онкологических заболеваний, совершенствования школьной медицины, системы лекарственного обеспечения. Проект дает свои плоды — к примеру, детская медицина стала частью нацпроекта «Здравоохранение».
«Кроме того, мы помним последнее решение Президента о том, что часть налога на доходы граждан свыше пяти миллионов рублей будет направляться на лечение орфанных заболеваний. Этими вопросами мы также занимались», — напомнил Дмитрий Морозов.
«Здоровое будущее» проводит всевозможные мониторинги в регионах — к примеру, не так давно активисты и волонтеры партпроекта проверяли состояние детских больниц и поликлиник, первичных отделений. Во всем этом, по словам Дмитрия Морозова, помогают врачи на местах. Высокая степень взаимодействия субъектов России становится драйвером развития системы здравоохранения в целом — успешным региональным практикам на заседании общественного совета партпроекта придается определенный статус, и затем их рекомендуют реализовывать по всей стране. Таким образом, масштабирование получили проекты Мурманской (Уроки здоровья), Липецкой (Горячая линия) и Волгоградской (Онкодозор) областей.
«Я считаю знаковым то, что мы создали сильный общественный совет при партпроекте, экспертный совет из сильных академиков. В основе нашей работы — мнение граждан и профильного сообщества, и это не просто «красное словцо». К примеру, медучреждения не могли полностью справиться с ситуацией по онкобольным. Но мы создали партийную горячую линию по этому вопросу — в результате тысячи людей получили помощь», — отметил Дмитрий Морозов.
Уже в 2020 году партпроект проверил, доходят ли до врачей выплаты, положенные им за работу в «красной зоне» во время пандемии. В результате справедливость в каждом конкретном случае восстановили — и освободили выплаты от НДФЛ.
Сейчас разрабатывается федеральный стандарт безопасности работы медиков — необходимость его внедрения была очевидна давно. Еще одна инициатива, которая стала актуальной в условиях пандемии — телемедицина.
«Мы потратили полгода на подготовку законопроекта — понимали, что в него потом потребуется вносить изменения, но он был необходим для формирования правоприменительной практики. В период пандемии мы стали драйверами модернизации и либерализации этого процесса. Шикарные практики показали Москва, Татарстан, другие регионы — врачи могли проводить онлайн-консультации, осмотры, ставить диагнозы дистанционно», — рассказывает Дмитрий Морозов.
Пакет поправок в закон, которые позволяют ставить диагноз и назначать лечение благодаря телемедицинским технологиям, принят во втором чтении.
Телемедицина стала одним из направлений, которое планируют развивать в рамках так называемых «регуляторных песочниц». Это позволит проводить эксперименты и развивать отраслевые стартапы — к примеру, использовать искусственный интеллект для постановки диагнозов. То же касается консультаций по полису ОМС — это не предусмотрено законодательством, однако может быть протестировано. По словам секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака, телемедицина обладает большим потенциалом развития.
«События последних месяцев наглядно показали необходимость внедрения новых — и в первую очередь дистанционных, — технологий в здравоохранении. «Единая Россия» еще в начале года призывала расширить возможности телемедицины, сделать ее полноценным инструментом работы с пациентами. Многие наши предложения нашли отражение в новом законе, который позволяет применять телемедицинские технологии при эпидемиях или чрезвычайных ситуациях. Этот закон был оперативно принят на фоне развития пандемии коронавируса при поддержке партии. В то же время телемедицина обладает огромным потенциалом, который следует использовать не только в экстренных ситуациях. Рассчитываем, что ее дальнейшее внедрение пойдет быстрее благодаря «регуляторных песочниц», — подчеркнул Андрей Турчак.
Как рассказал секретарь Ненецкого реготделения партии, председатель горсовета Нарьян-Мара Денис Гусев, НАО стал одним из первых регионов в России, где с 2015 года начала развиваться и уже успешно применяется телемедицина.
"В наших условиях, когда многие населенные пункты расположены на сотни километров друг от друга, телемедицина становится незаменимым инструментом для лечения больных, - сказал Гусев. - Сельские медики имеют возможность проконсультироваться у врачей окружной больницы, передать результаты анализов, установить точный диагноз, поддерживать тяжелого больного, пока до населенного пункта не долетит вертолет санавиации".
Он также отметил, что окружные медики готовы поделиться опытом развития и использования телемедицины с другими регионами, а также, вместе с депутатами-единороссами, активно включатся в общественное обсуждение нового законопроекта.