Карта сайта
9 декабря 2019, 13:35

Качество жизни северян зависит от транспортной доступности – Коткин

Депутат Государственной Думы РФ Сергей Коткин выступил на форуме с предложениями по развитию малой авиации
Депутат Государственной Думы РФ Сергей Коткин выступил на форуме с предложениями по развитию малой авиации
Депутат Государственной Думы от НАО Сергей Коткин выступил на IX Арктическом форуме в Санкт-Петербурге

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики на Крайнем Севере. Об этом депутат Государственной Думы РФ от НАО Сергей Коткин заявил на рабочей сессии «Авиасообщение в Арктике: обновление парка и развитие транспортной инфраструктуры» в рамках IX Арктического форума в Санкт-Петербурге.

Он рассказал, что вопросы развития авиаперевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не раз поднимались в Государственной Думе и на различных экспертных площадках. Благодаря настойчивости заинтересованных сторон дело с мертвой точки сдвинулось, но нерешенных проблем остается еще много.

«В Арктической зоне малая авиация является фактически единственным средством обеспечения транспортной доступности: по экспертным оценкам, до 80% пассажиров перевозятся здесь именно малой авиацией», - говорит парламентарий.

В то же время, по словам Коткина, состояние региональных перевозок не соответствует современным потребностям населения. Свыше 70% взлетно-посадочных полос и аэродромов построены более 30 лет назад, они физически и морально изношены. Необходима замена самолета Ан-2, который эксплуатируется с 1947 года.

Депутат рассказал, что Минпромторг заключил недавно крупный контракт на покупку легкомоторных чешских самолетов Л-410, который предполагается использовать на региональных и межрегиональных линиях. Кроме того, ведутся работы по модернизации Ил-114. Эти воздушные суда отличаются хорошим уровнем комфорта, оснащены современным пилотажно-навигационным оборудованием.

Несколько самолетов Л-410 закупил «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», сейчас компания согласовывает с Росавиацией полеты на них, в том числе, по маршруту Нарьян-Мар – Амдерма. Но в целом Л-410 и Ил-114 проблему малой авиации в Арктике не решают, так как их не способны принимать по техническим характеристиками большинство сельских взлетно-посадочных полос и, тем более, посадочных площадок.

Большие надежды северяне возлагают на новый одномоторный самолет «Байкал», разработанный Сибирским НИИ авиации, Правительство обещает запустить его в серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе в 2022 году. Однако до того момента, когда рынок будет насыщен авиасудами этого типа, далеко.

Пока же, как рассказал Сергей Коткин, для пассажирских перевозок по местным воздушным линиям на Крайнем Севере по-прежнему широко применяются вертолеты Ми-8, которые могут приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и площадки. По стране эксплуатируются в качестве пассажирских воздушных судов порядка 600 таких машин. Однако многие из них находятся на грани своего рабочего ресурса, у большинства через 5-10 лет полностью выйдут календарные сроки.

Приобретать региональным компаниям новые вертолеты Ми-8 различной модификации без государственной поддержки невозможно, их цена составляет 600-800 млн рублей. Выходом могла бы стать покупка машин в лизинг. Однако вертолеты не подпадают под действие Постановления Правительства о компенсации лизинговых платежей авиакомпаниям, так как не считаются пассажирскими авиасудами, хотя именно на них, как отметил депутат, «летает весь Крайний Север».

Еще одна проблема: состояние материально-технической базы сельских аэродромов и посадочных площадок. По оценкам экспертов, в них необходимо ежегодно инвестировать не менее 70-75 млрд рублей. Пока же средства крайне ограничены и не решают задачу модернизации материально-технической базы аэропортов, их хватает только  на поддержание минимально  допустимого  состояния объектов.

Сергей Коткин предложил разработать федеральную программу субсидирования реконструкции аэродромов и посадочных площадок, пересмотреть требования к обеспечению авиационной безопасности для сельских аэродромов, а также создать типовые модульные здания для аэродромов местных воздушных линий с минимальным набором действительно необходимого оборудования (радиостанции, весы, метеоприборы).

«Считаю, что мероприятия по реконструкции аэродромов и посадочных площадок, а также обновлению парка летной техники для северных регионов должны быть в полной мере отражены в «Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года» и новой государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны», - резюмировал парламентарий.

Предложения Сергея Коткина по развитию северной малой авиации поддержали другие участники дискуссионной площадки, среди которых были представители арктических регионов, Росавиации, компании «Вертолеты России». Они будут внесены в итоговую резолюцию форума.

Напомним, IX Арктический форум проходил в Санкт-Петербурге 5-7 декабря 2019 года, его организатор - Ассоциация полярников России.

Ссылка для блогов