Депутат Госдумы от НАО готов поддержать кочевую форму обучения тундровиков при условии, что знания будут качественными
Депутат Государственной Думы РФ от Ненецкого автономного округа Сергей Коткин (фракция «Единой России») готов поддержать законопроект о кочевой форме обучения детей оленеводов при условии, что получаемое ими образование будет «достойным и качественным». Об этом парламентарий заявил в интервью информагентству НАО24.
«Я вырос в Ненецком автономном округе, учился в старших классах в селе Шойна и видел первоклашек – детей кочующих оленеводов, которых привозили к нам в интернат, - вспоминает Сергей Коткин. – Некоторые не говорили по-русски, не понимали, почему их забрали от родителей, увезли из родной тундры. Маленькие, растерянные, они ходили как привязанные за воспитательницей. Их было очень жалко, это же огромный стресс».
Как отметил Сергей Коткин, инициатива Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) позволяет не отрывать ребенка от семьи и привычного образа жизни и, в то же время, дает ему возможность получить школьное образование.
«Я двумя руками за такой подход, но, повторяю, при условии, что детям тундровиков будут даваться знания хорошего качества», - сказал депутат.
По его мнению, новый законопроект должен также предусмотреть свободный выбор родителей – отправлять ли ребенка в интернат и давать ему образование в традиционном формате средней школы, либо оставлять в тундре и применять кочевую форму обучения.
На днях «Парламентская газета» сообщила, что депутаты Законодательного собрания ЯНАО приступили к разработке федерального законопроекта о кочевой форме обучения. Смысл инициативы ямальцев состоит в том, чтобы давать детям кочевников образование, не отрывая их от родителей.
«Разработать план действий по внесению в Госдуму поправки в закон «Об образовании в РФ» в виде статьи «Кочевая форма обучения», — цитирует газета резюме комитета по социальной политике и ЖКХ Заксобрания ЯНАО.
Приводятся также слова заместителя Председателя Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателя Комитета по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елены Зленко (фракция «Единой России»), которая сказала, что «ребенку надо дать знания, и при этом как можно дольше сохранять его связь с родителями, с культурой, языком и традициями своего народа».
«Кочевая форма образования должна существовать, надо только отрегулировать ее в правовом поле», - говорит ямальский депутат.
Заксобрание Ямала обратилось к региональным парламентам остальных субъектов Крайнего Севера с предложением обсудить идею кочевого образования и дать свои замечания. После этого законопроект будет направлен в Госдуму.
В России - восемь регионов Крайнего Севера, и все по-разному организуют учебу детей из семей, ведущих традиционный образ жизни. Так, например, в законодательстве Якутии понятие «кочевой школы» имеется, но лицензии Министерства образования РФ у таких организаций нет из-за отсутствия понятийного аппарата в федеральном законодательстве.
В Ненецком автономном округе летом на Канинском полуострове уже не первый год действует кочевой детский сад, который готовит маленьких тундровиков к школе. Но само школьное образование дети кочевников получают в школах-интернатах.
В ямальских интернатах учатся порядка 500 детей оленеводов, но большинство кочуют вместе с родителями, дошкольное и школьное образование им недоступно, отмечает газета.
